Тикушина Светлана Евгеньевна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 26 г. Красногорск МО
Долгосрочный проект «Профессиональное становление личности педагога»Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный. Продолжительность проекта: апрель 2016 – май 2017г. Цель: Создание условий для самореализации педагогов МБДОУ д/с № 26, повышение престижа педагогической профессии и профессионального мастерства педагогов. Задачи: 1. Оказание помощи педагогам (специалистам) в их профессиональном становлении, а также формирование в образовательном учреждении стабильного кадрового состава. 2. Адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в ДОУ, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей. 3. Участие педагогов в мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня. Актуальность проекта В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Строятся новые детские сады, с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Но вместе с, тем не менее, остро стоит вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих. Нехватка педагогов-дошкольников, как профессионалов своего дела, актуальный вопрос нашего времени. Даже в устоявшемся коллективе наблюдается текучесть кадров. Что же является причиной? Ответ на этот вопрос лежит не только в экономической сфере, но и частично в создании благоприятного климата в деятельности педагогического коллектива. В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов: 1. Опытные педагоги – специалисты с педагогическим образованием, с большим педагогическим опытом по занимаемой должности; 2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю). Одним из важных критериев в работе сложившегося коллектива ДОУ– это комфортность работы в дошкольном учреждении: 1. Добровольность и целеустремленность работы коллектива; 2. Морально-психологическая контактируемость коллектива; 3. Личный пример более опытного педагога (специалиста); 4. Доброжелательность и взаимное уважение в коллективе; 5. Уважительное отношение к мнению другого педагога (специалиста); 6. Взаимопомощь. 7. Направленность плановой деятельности педагога (специалиста) на формирование профессионального мастерства. Первоначальный этап – это знакомство вновь пришедшего педагога (специалиста) с коллективом ДОУ, с корпоративной культурой, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в организации. Следующий этап в работе – ознакомление с особенностями построения образовательно-воспитательной работы. Для более плодотворного и полноценного сотрудничества уточняются вопросы, которые наиболее актуальны для педагогического состава дошкольного учреждения, а также выделяются важные моменты в работе педагогического. Недоброжелательная обстановка, нехватка опыта и специальных знаний, трудности в работе, подрастающие дети, вызывают желание педагогов сменить род деятельности. Все эти факторы способствуют не стабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях. Во многом слаженная работа педагогического коллектива зависит от организации деятельности педагогов (специалистов) старшим воспитателем, наставником. Деятельность, направленная на укрепление социальных связей педагогического коллектива и обеспечение более быстрого вхождения в должность нового педагога (специалиста), позволяет: • повысить уровень профессиональной подготовки и квалификации; • развить у педагогов (специалистов) позитивное отношение к педагогической деятельности; • предоставить педагогам (специалистам) возможность карьерного роста, поощряя за хорошую работу, признавая их заслуги; • снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности. Участники проекта: Административный состав, педагоги и специалисты МБДОУ д/с № 26. Принципы реализации проекта: • Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения); • Принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого); • Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления педагогов (специалистов)); • Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога); • Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности); • Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств). Этапы реализации проекта: 1 этап – Подготовительный: • Разработка и утверждение проекта. 2 этап – Реализация проекта: • Проведение мероприятий по выявлению уровня совершенствования профессиональной компетентности и мастерства педагогов (специалистов). • Проведение мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, профессионального роста, с целью разработки комплекса мероприятий по дальнейшему сотрудничеству педагогического коллектива. 3 этап – Итоговый: • Апробация модели сопровождения профессионального становления личности педагогов (специалистов). • Разработка методических рекомендаций по организации сопровождения педагогов (специалистов) ДОУ. Модель взаимодействия педагогов (специалистов) ДОУ Модель взаимодействия педагогов (специалистов) ДОУ
«Дорожная карта» сопровождения профессионального становления личности педагога Планирование работы педагога (специалиста: - индивидуальные образовательные программы; - карта роста профессиональной компетентности и мастерства педагога. Организация деятельности сопровождения профессионального становления личности педагога (специалиста): - изучение передового опыта по созданию модели сопровождения профессионального становления личности педагога (специалиста); - создание модели сопровождения профессионального становления личности педагогов (специалистов); нормативно-правовой базы. Формы сопровождения профессионального становления молодого педагога: - педагогические часы; - консультации; - ООД педагогов (специалистов); - мастер-классы педагогов (специалистов); - психологические тренинги; - участие в мероприятиях районного, всероссийского и международного уровня; - оформление портфолио педагога (специалиста). Формы контроля и оценки сопровождения профессионального становления личности педагога: - открытые мероприятия педагога (специалиста); - мастер-классы молодого педагога (специалиста); - конкурс профессионального мастерства; Содержание и формы работы определяются в зависимости: - от индивидуальных особенностей педагога (специалиста), - уровня его подготовленности к профессиональной деятельности, - от особенностей системы воспитательно-образовательной работы ДОУ, - от насущных и актуальных вопросов и проблем, требующих помощи в решении. Ожидаемый результат от внедрения проекта: • Рост профессиональной компетентности и мастерства педагогов (специалистов). • Рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития. • Повышение уровня квалификации педагога (специалиста). Риски проекта: Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков: - Недостаток квалифицированных кадров. - Изменение законодательной базы. - Стереотипы общественного сознания. - Сопротивление со стороны руководства, участников образовательного процесса. - Объективные риски (болезнь участников). - Сопротивление участников образовательного процесса (сложные межличностные отношения и конфликтные ситуации между наставниками и молодыми педагогами). Меры по их преодолению: · Формирование позитивного мнения через совещания с руководителем ДОУ, старшего воспитателя, заседание педагогического совета (педагогические часы), семинары. Технологическая карта по развитию профессионально важных качеств личности педагогов (специалистов) ДОУ
Таким образом, планомерная работа практически помогает педагогу (специалисту) влиться в коллектив, войти в должность, закрепиться и творчески проявиться на своем рабочем месте. 7 июня 2016 в 17:44
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.