Тикушина Светлана Евгеньевна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 26 г. Красногорск МО

Долгосрочный проект «Профессиональное становление личности педагога»

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: апрель 2016 – май 2017г.

Цель: Создание условий для самореализации педагогов МБДОУ д/с № 26, повышение престижа педагогической профессии и профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

1. Оказание помощи педагогам (специалистам) в их профессиональном становлении, а также формирование в образовательном учреждении стабильного кадрового состава.

2. Адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в ДОУ, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.

3. Участие педагогов в мероприятиях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровня.

Актуальность проекта

В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Строятся новые детские сады, с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Но вместе с, тем не менее, остро стоит вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих.

Нехватка педагогов-дошкольников, как профессионалов своего дела, актуальный вопрос нашего времени. Даже в устоявшемся коллективе наблюдается текучесть кадров. Что же является причиной? Ответ на этот вопрос лежит не только в экономической сфере, но и частично в создании благоприятного климата в деятельности педагогического коллектива.

В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов:

1. Опытные педагоги – специалисты с педагогическим образованием, с большим педагогическим опытом по занимаемой должности;

2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю).

Одним из важных критериев в работе сложившегося коллектива ДОУ– это комфортность работы в дошкольном учреждении:

1. Добровольность и целеустремленность работы коллектива;

2. Морально-психологическая контактируемость коллектива;

3. Личный пример более опытного педагога (специалиста);

4. Доброжелательность и взаимное уважение в коллективе;

5. Уважительное отношение к мнению другого педагога (специалиста);

6. Взаимопомощь.

7. Направленность плановой деятельности педагога (специалиста) на формирование профессионального мастерства.

Первоначальный этап – это знакомство вновь пришедшего педагога (специалиста) с коллективом ДОУ, с корпоративной культурой, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в организации. Следующий этап в работе – ознакомление с особенностями построения образовательно-воспитательной работы. Для более плодотворного и полноценного сотрудничества уточняются вопросы, которые наиболее актуальны для педагогического состава дошкольного учреждения, а также выделяются важные моменты в работе педагогического.

Недоброжелательная обстановка, нехватка опыта и специальных знаний, трудности в работе, подрастающие дети, вызывают желание педагогов сменить род деятельности. Все эти факторы способствуют не стабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях.

Во многом слаженная работа педагогического коллектива зависит от организации деятельности педагогов (специалистов) старшим воспитателем, наставником. Деятельность, направленная на укрепление социальных связей педагогического коллектива и обеспечение более быстрого вхождения в должность нового педагога (специалиста), позволяет:

• повысить уровень профессиональной подготовки и квалификации;

• развить у педагогов (специалистов) позитивное отношение к педагогической деятельности;

• предоставить педагогам (специалистам) возможность карьерного роста, поощряя за хорошую работу, признавая их заслуги;

• снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.

Участники проекта:

Административный состав, педагоги и специалисты МБДОУ д/с № 26.

Принципы реализации проекта:

• Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);

• Принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);

• Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления педагогов (специалистов));

• Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога);

• Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);

• Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств).

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный:

• Разработка и утверждение проекта.

2 этап – Реализация проекта:

• Проведение мероприятий по выявлению уровня совершенствования профессиональной компетентности и мастерства педагогов (специалистов).

• Проведение мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, профессионального роста, с целью разработки комплекса мероприятий по дальнейшему сотрудничеству педагогического коллектива.

3 этап – Итоговый:

• Апробация модели сопровождения профессионального становления личности педагогов (специалистов).

• Разработка методических рекомендаций по организации сопровождения педагогов (специалистов) ДОУ.

Модель взаимодействия педагогов (специалистов) ДОУ

Модель взаимодействия педагогов (специалистов) ДОУ

 Администрация Старший воспитатель
Педагоги (специалисты)
Молодые специалисты
 

- Разработка нормативно- правовой базы;

- Поощрение по результатам деятельности педагогов (специалистов).
 

- Координация работы педагогов (специалистов);

-Создание и обеспечение условий инициативного образовательного движения и/или профессионального развития;

- Поддержка процесса самообразования педагога (специалиста);

- Организация мероприятий муниципального уровня.
 

- Индивидуальный образовательный поиск;

- Передача опыта работы;

- Оказание помощи вновь пришедшим педагогам, молодым специалистам;

- Выбор направления работы, сферы деятельности;

- Участие в мероприятиях муниципального, районного, всероссийского и международного уровня.
 

- Посещение ООД педагогов (специалистов);

- Проведение открытых ООД;

- Рефлексия собственной педагогической деятельности;

- Выбор направления работы, сферы деятельности;

- Участие в мероприятиях муниципального, районного, всероссийского и международного уровня.

«Дорожная карта»

сопровождения профессионального становления личности педагога

Планирование работы педагога (специалиста:

- индивидуальные образовательные программы;

- карта роста профессиональной компетентности и мастерства педагога.

Организация деятельности сопровождения профессионального становления личности педагога (специалиста):

- изучение передового опыта по созданию модели сопровождения профессионального становления личности педагога (специалиста);

- создание модели сопровождения профессионального становления личности педагогов (специалистов); нормативно-правовой базы.

Формы сопровождения профессионального становления молодого педагога:

- педагогические часы;

- консультации;

- ООД педагогов (специалистов);

- мастер-классы педагогов (специалистов);

- психологические тренинги;

- участие в мероприятиях районного, всероссийского и международного уровня;

- оформление портфолио педагога (специалиста).

Формы контроля и оценки сопровождения профессионального становления личности педагога:

- открытые мероприятия педагога (специалиста);

- мастер-классы молодого педагога (специалиста);

- конкурс профессионального мастерства;

Содержание и формы работы определяются в зависимости:

- от индивидуальных особенностей педагога (специалиста),

- уровня его подготовленности к профессиональной деятельности,

- от особенностей системы воспитательно-образовательной работы ДОУ,

- от насущных и актуальных вопросов и проблем, требующих помощи в решении.

Ожидаемый результат от внедрения проекта:

• Рост профессиональной компетентности и мастерства педагогов (специалистов).

• Рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития.

• Повышение уровня квалификации педагога (специалиста).

Риски проекта:

Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков:

- Недостаток квалифицированных кадров.

- Изменение законодательной базы.

- Стереотипы общественного сознания.

- Сопротивление со стороны руководства, участников образовательного процесса.

- Объективные риски (болезнь участников).

- Сопротивление участников образовательного процесса (сложные межличностные отношения и конфликтные ситуации между наставниками и молодыми педагогами).

Меры по их преодолению:

· Формирование позитивного мнения через совещания с руководителем ДОУ, старшего воспитателя, заседание педагогического совета (педагогические часы), семинары.

Технологическая карта

по развитию профессионально важных качеств личности

педагогов (специалистов) ДОУ

 Метод Содержание
Практическое значение метода
 Анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач  

1. Ситуация-иллюстрация - описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение;

2. Ситуации-упражнения - нужно решать, выполнив некоторые задания (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду» и др.);

3. Ситуация-оценка - проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его;

4. Ситуация-проблема – наиболее сложный метод активизации, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить; в помощь воспитателям дается несколько вопросов. Подбирая ситуации с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей.
 Данный метод помогает выбрать обоснованное решение проблемы из множества предложенных педагогами, способствует формированию и развитию умения принять педагогически правильное решение в любой обстановке.
 Диалог, дискуссия

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, свободный обмен мнениями.

Дискуссии - обсуждение нескольких противоречащих точек зрения по одной заданной проблеме.

Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его.
 Овладение искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или дискуссии.
 Обучение практическим умениям  Представление из опыта работы. Желательно демонстрация презентации и проведение мастер-класса  Знакомство с возможными и эффективными решениями практической ситуации, овладение профессиональными умениями на практике.
 Метод «педагогический бой»  Участники разбиваются на подгруппы и обсуждают заранее подготовленные вопросы. На обдумывание вопроса предоставляется определенное время, после чего представитель группы должен дать краткий, обоснованный и оригинальный ответ.  

Развивает ораторское искусство - профессионально важное умение точно формулировать свою точку зрения, умение ее аргументировано обосновать, овладение искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или дискуссии.

 Анализ детских высказываний, поведения и творчества дошкольников  Педагоги (специалисты) знакомятся с заранее подготовленным материалом, анализируют его, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений по организации работы с данными детьми.  Умение анализировать продукты детской деятельности
 Метод игрового моделирования  Игры с проведением анализа конкретных ситуаций.  Повышение интереса, высокая активность, совершенствование умений в разрешении реальных педагогических проблем.

Таким образом, планомерная работа практически помогает педагогу (специалисту) влиться в коллектив, войти в должность, закрепиться и творчески проявиться на своем рабочем месте.

7 июня 2016 в 17:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.