Тикушина Светлана Евгеньевна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 26 г. Красногорск МО

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

1. Общие положения

1.1.  Настоящая должностная инструкция разработана на основе "Квалификационных характеристик должностей работников образования» утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. N761н. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13г. №1155.

1.2. Учитель-логопед относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим МБДОУ д/с № 26.

1.3. Учитель-логопед непосредственно подчиняется заведующему МБДОУ д/с № 26, заместителю заведующей по безопасности, и старшему воспитателю.

1.4.  Учитель-логопед работает по графику утвержденному заведующим МБДОУ д/с № 26, с нагрузкой на одну ставку – 20 часов в неделю.

1.5. Учитель-логопед в своей деятельности руководствуется:

- Конституцией РФ;

- Конвенцией о правах ребенка, инструкцией по охране жизни и здоровья детей;

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №223-ФЗ;

- Законодательными актами РФ, Московской области, г. Красногорска;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

- Правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;

- Уставом и другими локальными актами МБДОУ д/с № 26;

- Настоящей должностной инструкцией, Трудовым договором, Договором с родителями.

1.6. Учитель-логопед должен знать:

- Трудовое законодательство;

- Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, региона и муниципалитета;

- Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- Конвенцию ООН о правах ребенка;

- Устав и другие локальные акты МБДОУ д/с № 26;

- Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- Правила по охране труда и пожарной безопасности;

- Санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса.

- Возрастную и специальную педагогику и психологию;

- Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

- Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии воспитанников;

- Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

- Программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;

- Новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;

- Теорию и методы управления образовательными системами;

- Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

- Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;

- Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- Основы экологии, социологии, педагогическую этику;

- Трудовое законодательство;

- Основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями (браузерами), мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами.

- Реализуемую основную общеобразовательную программу дошкольного Учреждения

1.7. Учитель-логопед соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.

1.8. По производственной необходимости может осуществиться перевод учителя-логопеда на вакантную должность по приказу руководителя.

2. Требования к квалификации

2.1. Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

2.2. Учитель-логопед должен обладать основными компетенциями в организации:

- Мероприятий, направленных на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников с нарушениями речи;

- Различных видов деятельности и общения воспитанников;

- Образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие»);

- Взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;

- Методического обеспечения реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»;

- Овладения информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.

2.3. Учитель-логопед, реализующий общеобразовательную программу МБДОУ д/с № 26, должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в ФГОС:

2.4. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»:

- педагогический работник должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности;

- педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.

Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

- Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

- Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

- Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

- Имеют установленную первую квалификационную категорию;

- Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

- Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

- Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания на уровне региона и России.

3. Должностные обязанности

3.1. Учитель-логопед осуществляет:

1. Обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения речи.

2. Проведение групповых и индивидуальных НОД по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий.

3.2. Учитель-логопед определяет:

- Направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, их способностей, широко используя условия развивающей среды;

- Содержание НОД с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников, используя современные формы, способы обучения, образовательные речевые технологии.

3.3. Учитель-логопед обеспечивает:

1. Эмоциональное благополучие через непосредственное общение с каждым ребенком и уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- Недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

- Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- Развитие умения детей работать в группе сверстников;

4. Выполнение общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие»). Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности через:

- Создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- Организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

- Поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- Оценку индивидуального развития детей;

5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

3.4. Учитель-логопед владеет:

- Современными речевыми технологиями и методиками и эффективно применяет их в профессиональной деятельности;

- Информационно-коммуникационными технологиями и применяет их в воспитательно-образовательном процессе.

3.5. Учитель-логопед доводит информацию до старшего воспитателя, воспитателя и родителя о продвижении ребенка в освоении образовательной области «Речевое развитие» через различные формы.

3.6. Учитель-логопед участвует:

- в разработке образовательной программы образовательной организации;

- в организации и проведении подгрупповых и индивидуальных НОД с воспитанниками в рамках образовательной программы образовательной организации;

- в организации и проведении интегрированных, итоговых и других видов НОД совместно с педагогами, воспитателями и специалистами;

- в оснащении развивающей предметно-пространственной среды для реализации образовательной области «Речевое развитие» в кабинете, в групповых помещениях, способствующей развитию инициативы и самовыражения;

- в проведении родительских собраний и иных форм взаимодействия с семьей;

- в педсоветах и других формах методической работы в организации, методических объединениях, семинарах и других мероприятиях, организуемых научно-методическим центром округа;

- в проведении проверки результатов деятельности воспитанниками:

• в начале учебного года - для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;

• в конце года — в выявлении уровня достижений каждым ребенком промежуточных и итоговых показателей освоения образовательной области «Речевое развитие», динамики формирования речи воспитанника.

3.7. Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей во время реализации образовательной области «Речевое развитие»;

3.8. Учитель-логопед вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

3.9. Проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.

3.7. Поддерживает порядок на своем рабочем месте. Проводит санитарно-гигиеническую обработку игрушек и пособий в соответствии с требованиями СанПиН. Бережно использует имущество организации, методическую литературу, пособия.

3.11.  Учитель-логопед координирует работу педагогического персонала и родителей (законных представителей) по вопросам речевого развития детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;

3.12.  Ведет документацию учителя-логопеда согласно номенклатуре дел в организации в соответствии с приказом.

3.13. Проходит медицинский осмотр строго по графику.

3.14.  Осваивает дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов) не реже чем каждые 3 года.

3.15. Учитель-логопед содействует:

- Всестороннему развитию воспитанников через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в организации;

- Формированию общей культуры личности, социализации.

3.16.  Учитель-логопед соблюдает:

- Права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка;

- Правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы и требования;

- Трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.

3.17. Учитель-логопед обеспечивает:

- Охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;

- Строгое выполнение расписания непосредственно образовательной деятельности;

- Выполнение требований заведующего МБДОУ д/с № 26, заместителя заведующего по безопасности, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.

3.18. Проходит медицинский осмотр в нерабочее время в соответствии с графиком.

4. Права

4.1. Учитель-логопед имеет права, предусмотренные ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом детского сада, Коллективным договором и другими локальными актами организации.

4.2. Учитель-логопед в пределах своей компетенции имеет право:

- Принимать участие в работе творческих групп;

 - Участвовать в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях;

- Устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;

- Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

- Вносить предложения при разработке образовательной программы, годового плана организации, в создании соответствующих нормативных документов;

- Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с общеобразовательной программой, утвержденной организацией;

- Представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях, и в печатных изданиях специализированной направленности;

- Знакомиться с проектами решений руководителя дошкольной организации, касающимися его деятельности;

- Требовать от администрации организации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;

- Участвовать в работе органов самоуправления.

4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).

5. Ответственность

5.1. Учитель-логопед несет персональную ответственность:

- За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

- За жизнь и здоровье воспитанников во время проведения образовательного процесса (реализация образовательной области «Речевое развитие»);

- За нарушение прав и свобод ребенка;

- За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

- За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.2. В случае нарушения Устава организации, условий коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов заведующего учитель-логопед подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

5.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, педагог может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

 
8 июня 2016 в 15:56

Прикреплённые файлы: