Тикушина Светлана Евгеньевна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 26 г. Красногорск МО

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе "Квалификационных характеристик должностей работников образования» утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. N761н. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13г. №1155.

1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим МБДОУ д/с № 26 в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

1.3. Педагог-психолог непосредственно подчиняется заведующему МБДОУ д/с № 26, заместителю заведующей по безопасности и старшему воспитателю.

1.4. Педагог-психолог работает по графику, утвержденному заведующим МБДОУ д/с № 26, с нагрузкой на одну ставку 36 ч. в неделю.

Из них 18 ч. в неделю отводит на диагностическую, а также коррекционную и развивающую воспитательную работу с воспитанниками, экспертную и консультативную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в ДОУ, на участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии ДОУ;

Остальные 18 ч. в неделю осуществляет подготовку к работе с воспитанниками, обработку, анализ и обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультативной работе с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) воспитанников, организационно-методическую деятельность (участие в методических объединениях, ведение документации и др.).

1.5. В своей деятельности руководствуется:

- Конституцией РФ;

- Конвенцией о правах ребенка, инструкцией по охране жизни и здоровья детей;

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №223-ФЗ;

- Законодательными актами РФ, Московской области, г. Красногорска;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

- Правилами и нормами охраны труда и противопожарной безопасности;

- Уставом и другими локальными актами МБДОУ д/с № 26;

- Настоящей должностной инструкцией, Трудовым договором, Договором с родителями.

1.6. Педагог-психолог должен знать:

- Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, региона и муниципалитета;

- Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- Декларацию прав и свобод человека;

- Конвенцию ООН о правах ребенка;

- Устав и другие локальные акты организации;

- Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, занятости воспитанников и их социальной защиты;

- Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- Правила по охране труда и пожарной безопасности;

- Санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса.

- Общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

- Основы дефектологии, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

- Современные методы индивидуальной и групповой диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

- Методы и приемы работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

- Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

- Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

- Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;

- Основы экологии, социологии, педагогическую этику;

- Трудовое законодательство;

- Основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями (браузерами), мультимедийным оборудованием, музыкальными редакторами.

1.7. Педагог-психолог соблюдает Конвенцию ООН о правах ребенка.

1.8. По производственной необходимости может осуществиться перевод педагога-психолога на вакантную должность по приказу заведующего.

2. Требования к квалификации

2.1. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

2.2. Педагог-психолог должен обладать основными компетенциями в соответствии с ФГОС в организации:

- Мероприятий, направленных на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения;

- Образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»);

- Взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;

- Методического обеспечения реализации содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;

- Овладения информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.

2.3. На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»:

- педагогический работник должен пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности (в течении 5 лет);

- педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.

Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

- Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

- Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

- Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

- Имеют установленную первую квалификационную категорию;

- Владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

- Имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

- Вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания на уровне региона и России.

3. Должностные обязанности

3.1. Педагог-психолог осуществляет:

- Профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитательно-образовательной деятельности, выполняя общеобразовательную программу образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;

- Превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

- Тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей;

- Проведение психологической диагностики, с использованием современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

- Проведение консультативной помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий.

- Составление психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ, анализа достижений и подтверждение воспитанниками уровней развития и образования с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

- Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников;

- Сотрудничество с детскими садами и социумом по вопросам психолого-педагогического воспитания.

3.2. Педагог-психолог определяет:

- Факторы, препятствующие развитию личности воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

- Степень нарушений в развитии воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

- Направление психолого-педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, (умственных, физиологических, эмоциональных);

3.3. Педагог-психолог обеспечивает:

- Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей во время реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;

- Выполнение общеобразовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»);

- Стабильные результаты освоения воспитанниками образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и показатели динамики их достижений выше средних в г. Красногорске;

- Индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

3.4. Педагог-психолог владеет информационно-коммуникационными технологиями и применяет их в воспитательно-образовательном процессе.

3.5. Доводит информацию до воспитателя, старшего воспитателя и родителя о продвижении ребенка в освоении образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» через различные формы.

3.6. Педагог-психолог участвует:

- в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего федеральным государственным образовательным требованиям.

- в разработке образовательной программы образовательной организации;

- в организации и проведении массовых мероприятий с воспитанниками в рамках образовательной программы МБДОУ д/с № 26;

- в организации и проведении интегрированных, итоговых и других видов НОД совместно с воспитателями и специалистами;

- в оснащении развивающей предметно-пространственной среды для реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в кабинете педагога-психолога, в групповых помещениях и способствующей развитию инициативы и самовыражения;

- в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, методических объединениях, семинарах и других мероприятиях, организуемых научно-методическим центром округа

 - в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой МБДОУ д/с № 26;

- в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), работников МБДОУ д/с № 26 по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (законных представителей);

- в проведении проверки результатов деятельности воспитанников:

• в начале учебного года — для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;

• в конце года — в выявлении уровня достижений каждым ребенком промежуточных и итоговых показателей освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»,

3.7. Педагог-психолог вносит личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

3.8. Проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.

3.9. Поддерживает порядок на своем рабочем месте. Проводит санитарно-гигиеническую обработку игрушек и пособий в соответствии с требованиями СанПиН. Бережно использует имущество организации, методическую литературу, пособия.

3.14. Педагог-психолог координирует эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности воспитанников, используя в своей деятельности компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы.

3.15. Ведет документацию педагога-психолога согласно номенклатуре дел МБДОУ д/с № 26 в соответствии с приказом;

3.16. Педагог-психолог планирует в соответствии с годовым планом работы МБДОУ д/с № 26 свою работу на год, полугодие и помесячно (по согласованию с руководителем психологической службы и последующим утверждением, заведующим ДОУ);

3.12. Проходит медицинский осмотр в нерабочее время в соответствии с графиком.

3.13. Осваивает дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов) не реже чем каждые 3 года.

3.14. Педагог-психолог содействует:

- Всестороннему развитию воспитанников через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в организации;

- Участвует в формировании психологической культуры воспитанников, педагогических работников и родителей (законных представителей), в том числе и культуры полового воспитания.

- Развитию у воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

3.15. Педагог-психолог соблюдает:

- Права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка;

- Правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы и требования;

- Трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.

3.16. Педагог-психолог обеспечивает:

- Психологическую поддержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды.

- Охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;

- Строгое выполнение расписания непосредственно образовательной деятельности;

- Выполнение требований заведующего МБДОУ д/с № 26, заместителя заведующего по безопасности, медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.

4. Права

4.1. Педагог-психолог имеет права, предусмотренные ТК РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом детского сада, Коллективным договором и другими локальными актами организации.

4.2. Педагог-психолог в пределах своей компетенции имеет право:

- Принимать участие в работе творческих групп;

- Устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;

- Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

- Вносить предложения при разработке образовательной программы и годового плана организации;

- Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с общеобразовательной программой, утвержденной организацией;

- Представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях, и в печатных изданиях специализированной направленности;

- Знакомиться с проектами решений руководителя дошкольной организации, касающимися его деятельности;

- Требовать от администрации организации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;

- Участвовать в работе органов самоуправления.

4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).

5. Ответственность

5.1. Педагог-психолог несет персональную ответственность:

- За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - В пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

- За жизнь и здоровье воспитанников во время проведения образовательного процесса (реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»);

- За нарушение прав и свобод ребенка;

- За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

- За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.2.В случае нарушения Устава организации, условий коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов заведующего педагог-психолог подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

5.3.За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, педагог может быть уволен по ст. 336, п. 2 ТК РФ.

8 июня 2016 в 15:47

Прикреплённые файлы: