Тикушина Светлана Евгеньевна, старший воспитатель МБДОУ д/с № 26 г. Красногорск МО

Долгосрочный проект "Красная книга" 2015-2016 учебный год

Вид проекта: 

Познавательно - образовательный, творческий.

Продолжительность: долгосрочный, октябрь 2015г. – май 2016г.

Цель проекта:

Формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде, воспитание эмоционально-положительного отношения к природе родного края.

Задачи:

1. Познакомить детей с Красной книгой РФ, раскрыть ее значимость.

2. Сформировать представление о заповедниках, редких животных, птицах, рыбах, растениях, грибах, полезных ископаемых, занесенных в Красную книгу РФ;

4. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранять ее;

5. Развивать эффективное творческое и познавательное мышление, поисковую деятельность (развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам).

6.  Пробудить интерес детей и родителей (их законных представителей) к созданию индивидуальных семейных проектов.

7. Создать альбом «Красная книга» из подобранного по тематике печатного материала, рисунков детей, родителей, воспитателей.

8. Воспитывать интерес и любовь к природе.

Актуальность:

В век технологического прогресса особо остро стоит вопрос о сохранении природы. Все меньше и меньше остается заповедных мест, нетронутых плодами цивилизации. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Нанесение вреда природе не проходит бесследно. Земля все более теряет свою жизнеспособность. Главную ответственность за это несет человек.

Изучая природу, человек познает ее законы и гармонию. Задача педагога научить детей с малолетства любить и ценить окружающий мир. Ведь, от грамотного воздействия человека на природу, во многом зависит, как долго нас будут окружать свежий воздух, чистые реки, радовать своей красотой и разнообразием растительный и животный мир.

Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Когда загрязняют окружающую среду, разоряют птичьи гнезда, оставляют в лесу не затушенный костер, что приводит к быстрому сокращению численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности.

Участники:

Воспитатели группы, дети, родители (их законные представители).

Предполагаемые результаты:

1. Сформировать знания детей о «Красной книге»: о заповедниках, животных, птицах, рыбах, растениях, грибах, полезных ископаемых, занесенных в нее.

2. Оформление каждой возрастной группой МБДОУ д/с № 26 альбома «Красная книга» на темы:

- «Деревья»;

- «Лекарственные растения»;

- «Грибы»;

- «Рыбы»;

- «Птицы»;

- «Дикие животные»;

- «Млекопитающие»;

- «Пресмыкающиеся»;

- «Земноводные»

- «Насекомые»;

- «Заповедники России»;

- «Уральские горы»;

3. Вовлечение родительской общественности в организацию долгосрочного проекта «Красная книга РФ»:

- оформление индивидуальных работ на выставки по тематике;

- создание индивидуальных проектов по тематике;

- чтение художественной и научно-популярной литературы (энциклопедии и др.) по тематике;

- сочинение рассказов, историй, стихотворений по тематике;

4. Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Красная книга РФ»;

5. Разработать рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с Красной книгой.

6. Разработать рекомендации для родителей: «Воспитание бережного и безопасного поведения в природе».

Основные формы реализации проекта:

- НОД;

- Акции «Кормушка для пичужки», «Посади дерево»;

- Выставки листовок «Берегите природу», рисунки, поделки детей растений, грибов, животных, птиц, рыб из «Красной книги»;

- Оснащение предметно-развивающей среды;

- Работа с родителями;

- Создание альбома «Красная книга РФ».

Методика реализации проекта:

1 этап – Подготовительный:

1. Подготовить иллюстрации, муляжи и краткое описание животных, птиц, растений, грибов, природных ископаемых, занесенных в «Красную книгу».

2. Подготовить материал о заказниках, заповедниках, которые есть на территории России.

3. Подготовить материал по художественному творчеству (Пластилин, картон, стеки, цветную бумагу, ножницы, клей, альбом, краски и др.)

4. Подобрать художественную и научно-популярную литературу для чтения.

5. Привлечь родителей и детей к совместному изготовлению материала «Наша Красная книга».  (энциклопедии, атласы и др.)

2 этап - Реализация проекта:

2.1. Познание:

- рассказы воспитателя по тематике: «Что такое Красная книга», «Природе нужна твоя помощь», «Природа в опасности» и другими.

2.2. Коммуникация:

- рассматривание картин, иллюстраций по тематике.

- составление описательных рассказов по картинам: наглядно-дидактическое пособие;

 - НОД «Красная книга – символ опасности», «Путешествие в мир природы, «Как вести себя на природе», «Путешествие в лес», «Будь природе другом», “Мир цветов” и др.;

2.3. Социализация:

- сюжетно-ролевые игры по тематике: «Семья», «Зоопарк», «В гостях у Айболита»;

- дидактические игры по тематике: «Правила поведения в лесу»; «Кто где живет», «Какие звуки слышишь»; «Назови детенышей», «Дети потерялись, кто живет в лесу», «Можно- нельзя»; «Хорошо-плохо», «Что лишнее», «Что за дерево?», «Что, где растет», «Назови плод», «Определи цветок по листочку», «Четыре сезона» и др.

- настольно-печатные игры по тематике: домино, пазлы, пальчиковый театр;

2.4. Чтение художественной и научно-популярной литературы по тематике:

- В. Бианки «Сказки и рассказы о животных»;

- П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»;

- Р.Д. Киплинг «Золотая антилопа»;

- О.В. Колпакова «Занимательное природоведение»;

- О.В. Колпакова «Занимательная география»;

- С.А. Лаврова «Занимательная ботаника»;

- В.П. Махлаюк «Лекарственные растения в народной медицине»;

- С.А. Махомин «Прогулки по лесу»;

- А.А. Плешаков «Зеленые страницы»;

- Е. Серова «Зеленая страна»;

- Г. Снегирев «Весной в зоопарке»;

- Г. Снегирев «В зоповеднике»;

С. Юранов «Гиганты океанов»;

С. Юранов «Сколько живет черепаха»;

- Энциклопедия «Энергия камней»;

- Энциклопедия «Минералы – сокровища земли»;

- Энциклопедия «Древо Познания»;

2.5. Художественное развитие:

- рисование по тематике: «Мое любимое животное», «Мое любимое растение», «Животные, которые живут в зоопарке»;

- конструирование по тематике: «Зоопарк», «Детский сад для зверят», «Зоосад»;

- аппликация по тематике: «На лесной опушке», «Зимовье зверей»;

- раскрашивание по тематике: «Эти животные из Краной книги» и др.;

2.6. Здоровье:

- Подвижные игры по тематике: «У медведя во бору», «Воробушки и автомобили», «Охотники и зайцы», «Хитрая лиса», «Лиса в курятнике» и др.

- Физминутки по тематике.

2.7. Сотрудничество с семьей:

- беседы;

- консультация;

- изготовление материала «Наша Красная книга»;

- оформление презентаций по тематике.

3 этап – Заключительный:

1. Презентация проекта: «Красная книга РФ» по тематике;

2. Итоговая выставка альбомов «Красная книга РФ».

Итог работы:

1. Дети много узнали о редких растениях, грибах, животных, птицах, рыбах, природных ископаемых, занесенных в Красную книгу.

2. Дети узнали какое значение имеют заповедники.

3. Дети, родители и педагоги сблизились еще больше, принимая участие в конкурсах, открытых занятиях, экскурсиях.

3. Дети познакомились с новыми литературными произведениями.

4. Сформированы основы экологической культуры, экологической воспитанности дошкольников.

Литература:

1. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»;

2. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»;

3. С. Вохринцева Методические пособие «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Времена года», «Лето», «Осень», «Стихийные явления природы», «Съедобные грибы», «Животный мир обитателей океана» и др.;

4. Л.Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников;

5. О.Е. Громова «Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет»;

6. Г.Н. Давыдова «Бумагопластика. Цветочные мотивы»;

7. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография»;

8. Г.Н. Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись»;

9. Г.Н. Давыдова «Поделки из бросового материала»;

10. Г.Н. Давыдова «Поделки из спичечных коробков»;

11. Г.Н. Давыдова «Цветочные мотивы»;

12. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»;

13. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;

14. Карточки для занятий «Расскажите детям о птицах», др.;

15. М.Ю. Картушина «Праздники здоровья для детей 4 - 5 лет. Сценарии для ДОУ»;

16. О.В. Колпакова «Занимательное природоведение»;

17. О.В. Колпакова «Занимательная география»;

18. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова «Прогулки в детском саду»;

19. Е.Е. Крашенников, О.Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников»;

20. Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала»;

21. С.А. Лаврова «Занимательная ботаника»;

22. В. Лебедев. «Рисунки к стихам С. Маршака»;

23. В.П. Махлаюк «Лекарственные растения в народной медицине»;

24. С.А. Махомин «Прогулки по лесу»;

25. «Методические рекомендации» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой к «Программе воспитания и обучения в детском саду»;

26. И.Ф. Мулько. «Социально-нравственное воспитание детей 5 - 7 лет»;

27. Наглядно-дидактические пособия «Животные в русской графике», «Натюрморт», «Пейзаж»;

28. Наглядно-дидактический комплект «Конструирование из строительных материалов»;

29. Наглядно-дидактическое пособие – рассказы по картинкам: «Лето», «Осень», «Зима», Весна», «Родная природа»;

30. Открытки «Растения под охраной»;

31. О.Н. Пахомова «Добрые сказки. «Этика для малышей»;

32. Н.Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»;

33. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.А. Комаровой, М.А. Васильевой;

34. Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»;

35. Е.В. Саллинен «Коллективные работы на занятиях по изобразительной деятельности с детьми»;

36. М. Скоробелев «Рисунки к стихам В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»»;

37. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»;

38. О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»;

39. С.Н. Типлюк «Игры-занятия на прогулке с детьми 2-4 лет»

40. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;

41. Т.А. Шорыгина. Общительные сказки. «Социально-нравственное воспитание»;

42. А.М. Федотова «Познаем окружающий мир играя». Сюжетно-дидактические игры для дошкольников»;

43. «Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения»;

44. Энциклопедия «Энергия камней»;

45. Энциклопедия «Минералы – сокровища земли»;

46. Энциклопедия «Древо Познания».

2 июня 2016 в 14:23